Технологии штрихкодирования окружают нас повсеместно. Многим из нас приходится с ними даже работать. Если базовые вопросы о стандартах штрихкодирования и их предназначении вводят Вас в ступор – эта статья для Вас.
Штрихкод (штриховой код) – черно-белое изображение, в котором зашифрованы числовые и текстовые данные. Штрихкод наносится на товар или его упаковку для последующей идентификации.
Штрихкоды делятся на два основных вида: одномерные (с вертикальными полосами) и двухмерные (сочетание полос и других геометрических элементов).
Существует множество стандартов штрихкодирования. Из массива стандартов линейного штрихкодирования наиболее часто встречаются:
- UPC/EAN-128;
- EAN-13;
- UPC-E;
- Code39;
- UPC-A;
- EAN-8;
- «Interleaved 2of5».
Наиболее популярными двумерными стандартами штрихкодирования являются DataMatrix, QR-код и Aztec. Рассмотрим каждый из них более подробно.
DataMatrix ― двухмерный код переменной длины, который выполнен в виде матрицы, состоящей из белых и черных точек разного размера. Встроенная система коррекции ошибок позволяет восстанавливать до 30% данных с поврежденных участков штрих-кода.
QR-код (Quick Response ― быстрый отклик) ― это разработка японской компании Denso Wave. QR-код оснащен тремя квадратами по углам (два слева и один справа). Подходит для мгновенной передачи информации с одного устройства на другое.
Код Aztec напоминает мишень ― в его центре расположен многослойный квадрат, необходимый для позиционирования. Слои данных представлены белыми и черными точками. Данный стандарт штрихкодирования обладает максимальной коррекцией ошибок ― до 95%.
Кроме этих двухмерных кодов выделяют менее распространенные MaxiCode, PDF417, Microsoft Tag.
Штрихкоды универсальны и используются в совершенно разных сферах ― от пищевой до тяжелой промышленности. Однако отдельные стандарты шифрования традиционно связаны с определенными областями.
Международный стандарт кодирования EAN применяется во всех сферах торговли, но особенно часто его можно встретить в качестве весового штрихкода для фруктов, овощей, конфет и т.п. (в гипермаркетах и локальных точках продаж).
Разновидности EAN-кодов используются для маркировки в конкретной сфере: ISBN предназначен для книг, ISSN ― для периодической печатной продукции, фармакод ― для фармацевтических препаратов.
DataMatrix используется для маркировки компьютерной техники, а также в авто- и авиа-промышленности.
QR-код распространен чрезвычайно широко, но основная сфера его использования ― ритейл (в том числе алкогольная и табачная продукция) и маркетинг.
Код Aztec распространен на почте и в логистике, в особенности ― в сфере авиационных и железнодорожных перевозок.
Сформированное представление о стандартах штрихкодирования теперь не позволит Вам заблудиться в глубинах данной темы при необходимости столкнуться с ней вновь.
Следите за новостями на наших ресурсах в социальных сетях: